Виртуальный обучающий стенд (лабораторный макет) математического моделирования
Программа "Исследование стержневых диэлектрических антенн" (Research rod dielectric aerials - RRDA v.5.2) предназначена для виртуального (математического и графического) моделирования направленных волновых свойств диэлектрической антенны при проведении лабораторных занятий или исследовательских работ в лабораториях АФУ высших и средних учебных заведениях, специализирующихся по направлению радио и электросвязи
Данный продукт является виртуальным компьютерным макетом действующей лабораторной установки с одноименным названием, построенным в строгом соответствии с задачами которые возлагаются на его прототип. Однако помимо математического моделирования реальных электродинамических процессов программа построена на решение задачи модернизации учебного процесса и внедрения новых методов обучения. Для этого в ее возможности входит интерактивный оконный интерфейс, позволяющий проводить исследования с информационной поддержкой о правильности того или иного действия.
Реальная лабораторная установка схематически выглядит следующим образом:
где 1 - генератор сантиметрового диапазона волн;
2 - прямоугольный волновод;
3 - рупорная антенна;
4 - исследуемая диэлектрическая антенна;
5 - аттенюатор волноводный калиброванный;
6 - детекторная секция;
7 - коаксиальный кабель;
8 - измерительный прибор.
Система сочетает в себе такие возможности как:
1. Математическое и физическое моделирование процесса исследования и получения результатов измерений;
2. Интерактивное обучение с пошаговым выполнением и предоставлением материала;
3. Возможностью профессионального исследования в режиме ввода произвольных значений и моментальное наблюдение результата.
Помимо этого в функции программы были включены такие как:
1. Установка/снятие пароля на выход и выбор варианта задания;
2. Режим включения/выключения записи последовательного лога всех выполняемых действий и их результативности;
3. Режим включения/выключения функции, определяющей уровень отображения окон программы на экране монитора по отношению к другим программам (не дает возможность перейти на другую программу пока запущена данная);
4. Функция блокировки принудительного несанкционированного снятия программы в любой ОС;
Обобщенный алгоритм программы можно представить как:
При реализации проект также были созданы сопроводительные материалы;
- Новое методическое пособие для учащихся по выполнению виртуальной лабораторной работы;
- Инструкция по настройке и обслуживанию ПО работниками лаборатории;
- Программа автоматической установки и удаления данного продукта с ПК.
При испытаниях программы в ТУИТ (Ташкентский Университет Информационных Технологий) было показано, что система способна обеспечить довольно высокое число вариантов заданий. Это позволяет использовать ее в достаточно большом компьютерном классе одновременно на всех ПК. Установка задания может быть произведена до начала занятий и с этого момента программа находится в режиме ожидания учащегося. Дополнительные функции программы не позволят студентам самовольно выйти из программы, сменить задание, отвлечься на другую программу или сфальсифицировать данные в своей лабораторной тетради. В каждом окне предварительного расчета предоставляется весь спектр необходимой информации (параметры определенные заданием, ранее уже рассчитанные параметры, иллюстрации, схемы и графики) с тем, чтобы учащийся смог успешно произвести заданный этап расчета. В помощь предоставляется калькулятор, результат расчета в котором автоматически подставляется требуемое поле. На каждом этапе расчета производится проверка значений, и программа не даст перейти в следующее окно пока значения не будут рассчитаны правильно.
Рис. 1. Меню
Рис. 2. Установка задания
Рис. 3. Регистрация студента и знакомство с заданием
Рис. 4. Определение параметров волновода
Рис. 5. Определение коэффициента замедления волны
Рис. 6. Начало исследования поворотом антенны от генератора
Рис. 7. Исследование ДН в прямоугольных координатах
Рис. 8. Исследование ДН в полярных координатах
Решение об оценке выполненной работы принимает преподаватель на основе записей студента и показаний ЛОГ файла, где указаны все заданные заранее и полученные в ходе выполнения работы данные (Ф.И.О., номер группы, вариант задания, промежуточные величины, итоговый расчет ХН и ДН). При этом в ЛОГ файл записывается информация обо всех ошибках, сделанных во время проведения предварительного расчета, что также должно быть учтено при определении оценки.
В режиме исследовательской работы система предоставляет возможность обойти этапы предварительного расчета для жестко заданных условий, и сразу перейти в окно расчета ХН и отображения ДН. Такой режим предназначен для исследователей характеристик диэлектрической антенны. Осуществляется это с помощью возможности производить изменение всех предварительных величин прямо в том же окне где, рассчитывается ХН и отображается ДН. После каждого изменения параметров моментально изменяются ХН и ДН. Таким образом, можно, произвольно подбирая характеристики, получить оптимальную ДН, а в случаи необходимости зафиксировать цифры ХН в ЛОГ файл. Далее, на основе полученных данных и для их подтверждения, возможно реализовывать реальную физическую установку с заданными размерами волноводов и входными параметрами.
Рис. 9. Исследование ДН с возможностью манипулирования результатами (исследовательский режим в прямоугольных координатах)
Рис. 9. Исследование ДН с возможностью манипулирования результатами (исследовательский режим в полярных координатах)
Таким образом, программу RRDA5.2 можно отнести к учебно-методическому пособию нового поколения, построенному с использованием современных компьютерных и образовательных технологий.